Наука не для неучей: отголосок парламентских слушаний о законодательном обеспечении науки

1. Наука в Украине, может, больше, чем в других странах, - явление стратегического порядка. Освобождение от советского прошлого в этой сфере происходит значительно медленнее и внешне почти незаметно.

Не стоит себя убаюкивать тем, что мы, если осматривать сферу гуманитаристики, где есть отдельные проявления обретение своего национального лица, решились на создание мощной национальной науки. Это далеко не так. Да и само понятие национальная наукакогда сегодня модный тренд интеллектуальная глобализациятребует точного определения:

национальная наука - это способность преодолевать силами ученых настоящем вызовы в государственном строительстве, способность обеспечить потребности экономического, правового, социокультурного развития государства.

В Украине наука сполна не включена в государства; значительный ее потенциал работает или на иностранные корпорации (чем мы нередко гоноруємо, не видя обратной стороны этой приятной медальки!), или работает в ящик без какой-либо связи с неотложными или перспективными потребностями общества (или самой науки), или, что особенно обидно, так "помогаем" государству, розбалансовуємо ее полностью, дезорієнтуємо общество. Такими были рекомендации ученых, которые отвлекли Украину от подписания евроінтеграційної соглашения в ноябре прошлого года, что имело и имеет до сих пор весьма негативные последствия.

Наука должна быть вполне востребованной обществом. "Развитие" науки, когда результаты обработки ученых не являются новыми или не пригодны к воплощению на практике, - это иллюзия существования, а тем более прогресса в науке. На такую науку тратят значительные средства, проедают бюджет и гранты без ожидаемого реального эффекта; имеем очковтирательство в формате отчетов, піяру, публикаций... и при этом нулевой реальный эффект (выброшенные миллионы на Украинский языково-информационный фонд Владимира Широкова, а доступного языкового информационного фонда так и не создано!).

2. Для изменений в сфере науки необходимы:

а) хорошо продуманная стратегия, выбор того основного, что требуется сегодня и на ближайшую озора перспективу, а также для развития теоретических, фундаментальных основ соответствующей науки; при этом необходимо избежать корпоративности в обосновании такой стратегии, когда верх берут договоренности между самими учеными, а не реальные потребности науки и общества;

б) механизмы объективного определения реальной ценности научного продукта, механизмы персональной ответственности за потраченные государственные средства;

в) усиление мотивации научной деятельности; крайне актуальной является необходимость возвращения утраченного престижа научной работы в обществе. Слово ученый не должно быть синонимом тунеядец или Остап Бендер. Для укрепления престижа ученого необходимы существенные рычаги матеріяльні, как и рычаги моральные, этические. Часто наше телевидение показывает нам реальные достижения живых современных классиков украинской науки? Не часто. Зато мы переполнены информационной халтурой о поп-звезд и подобное.

3. Морально-этический, психологический климат в украинской науке - не менее важный фактор ее развития: когда в Украине будет внеможливлене купирования научных степеней, будет искоренена коррупция в присвоении званий, в том числе и академиков, членкорров, когда факты создания "бригад белых рабов", которые готовят "диссертации" и очередные "выдающиеся" монографии для власть имущих и денежных мешков станут невозможными из-за общественную критику, осуждение, тогда произойдет хотя бы частичное очищение научной сферы.

Кто поверит, что чиновник, который не вылезает с работы и "телеящика", а еще не забывает регулярно отдыхать за границей, способен ежегодно "создавать" 1-2 монографии на 600-700 страниц? Кому нужна эта низкопробная макулатура за государственный счет? Кому нужны академики, членкоры, проффесоры, которые стали таковыми исключительно по должности (ибо имели рычаги финансового влияния!) и до сих пор красуются в списках академиков НАНУ, всех без исключения отраслевых академий? Кому нужны семейные кланы академиков - членкорров? Просмотрите справочники академий, и станет все понятно. Самоочищение здесь неизбежно!!!

4. Важными являются и функции ДАК (ВАК) Украины: во-первых, эта организация не должна входить в состав МОН Украины, ей необходимо вернуть статус самостоятельного государственного учреждения; во-вторых, в ее функции должно обязательно входить не только присуждение / присвоения научных степеней и званий, но и системный анализ деятельности тех, кому степени было присвоено! В каких участках науки работают те тысячи кандидатов и докторов наук, которыми мы отчитываемся как научным потенциалом государства? Кто должен ответить за такое перепродукування "яловых ученых"? Если за пять, десять лет нет реальной отдачи от ученого, необходимо отменять научные степени этим ученым. И делать это нужно публично, потому что это такая же измена государству, как предательство воина или кого-то другого!

5. Освоение болонского процесса высшей школой Украины усилило тенденцию имитации науки: речь идет о псевдопосібники и псевдопідручники для университетов, которые дают пошукувані баллы и усиливают рейтинг для университетов и одновременно увеличивают вал макулатуры. Хотя многие из таких пособий имеют гриф МОНУ, однако их качество зачастую за гранью критики. И это должно стать одной из забот МОН Украины, аккредитации университетов. Вал имитаций и макулатуры творит болото вместо научной среды. В то же время это должно стать предметом пристального внимания научной общественности.

Следовательно, высокая общая ответственность за судьбу государства побуждает нас к всестороннему и ответственного анализа состояния, места науки в общегосударственной стратегии Украины, предусматривает выработку пути и рычагов полной реализации потенціялу науки в развитии нашего общества.

Leave a Reply

поделись новостью

Яндекс.Метрика